?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Печаль (грусть, тоска).

Есть я, есть другой, есть что-то, что от меня (из меня) уходит. Когда другой удаляется, уходит от меня.
Или есть что-то во мне, что покидает меня (молодость, здоровье, отношения).

Увеличение дистанции при грусти происходит помимо воли человека и он не может воздействовать на это напрямую.
Что-то уходит из меня, и я это не контролирую. Возникает пустота. Если есть надежда на возвращение чего-то или кого-то, то пустота поддерживается. Если возвращения не происходит, а пустота все еще поддерживается надеждой на это возвращение, то это может привести к депрессии.

Биологично направить энергию на другой объект. Если объект был значим, то он становиться частью жизни и остается в структуре «Я», но уже занимая меньше места, чем в то время, когда он был снаружи. Например, в детстве мать - самый значимый объект отношений, далее её образ интериоризируется и отношения с ней в реальности занимают гораздо меньше места. Кто-то, кто повлиял на нашу жизнь очень, сильно будет вспоминаться, то, чему мы научились с ним рядом, приобрели в процессе отношений с ним, его отношение, остается во внутреннем мире, формируя нас.
Это происходит после признания факта прекращения отношений в том виде, в каком они существовали, либо их перехода в иное качество, с иной степенью близости.

это происходит после признания образовавшейся пустоты. После этого пустота заполняется воспоминаниями.
Признание пустоты – самое сложное в работе с горем. Энергия печали направлена на признание пустоты, ее переживание и заполнение. Часто это чувство вины может мешать начать снова заполнять пустоту, вины перед ушедшим.
Любая эмоция - это энергия, которую можно использовать как ресурс. Подавляя её, вы тратите энергию тратится на сдерживание себя, сдерживание жизни.

Физиогномически печаль вы можете увидеть на лице собеседника в тот момент, когда веки его глаз чуть набухают, уголки рта опускаются, взгляд становится чуть рассеянным, потому что человек сейчас обращен к тому, что уходит, внутрь себя. Либо веки опускаются, и глаз становится не видно, человек встретися с грустью, в этот момент он может начать плакать.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
re_un_er
May. 1st, 2010 09:40 am (UTC)
ещё раз спасибо большое за Ваши тексты! :)

верно ли я понимаю: печаль - реакция не потерю чего-то значимого, если потерю принять и пережить печаль, то она уйдут и пустота заполнится новым содержанием, не оставив эмоц. груза, но только воспоминания как историю? а если не отпускать и надеяться на то что это не окончательная потеря, а удаление или временная потеря, то можно застрять в депрессии или где?, или если не принимать изменений качества этого же субъекта и отношений, то что? энергия будет тратится на непризнание пустоты и она не будет заполнятся новым?
а проявление проблем с отпусканием и признанием перемен в своей жизни- это какие возможные болезни? ( проблемы со стулом?)

и ещё всегда интересно, как проявляется застревание на той или иной эмоции сознательно и подсознантельно на уровне образов, схем мышления и болезней тела
uta_kryakva
May. 1st, 2010 10:01 am (UTC)
Да, все верно понимаете.
Непроживание печали мешает продолжить жизнь дальше, ожидание возврата потерянного может занять всю оставшуюся жизнь.
Сознательно вряд ли человек будет не давать себе проживать свою жизнь. Хотя часто вскрывается причина торможения - как страх перед жизнью, ведь жить - это когда-то умереть, пережить и смерть тоже.
Каких-то стандартных схем здесь нет, ведь человек посложнее компьютера будет:)
(no subject) - ameli39 - May. 2nd, 2010 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - uta_kryakva - May. 2nd, 2010 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - ameli39 - May. 2nd, 2010 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - uta_kryakva - May. 2nd, 2010 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - ameli39 - May. 2nd, 2010 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - uta_kryakva - May. 2nd, 2010 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ameli39 - May. 3rd, 2010 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uta_kryakva - May. 4th, 2010 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - ameli39 - May. 4th, 2010 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - uta_kryakva - May. 5th, 2010 10:22 am (UTC) - Expand
ameli39
May. 2nd, 2010 07:42 am (UTC)
Правильно ли я поняла, что 1. невозможность принять пустоту - это и есть не проживание печали? 2. принять пустоту мешает подсознательная надежда на возвращение утраченного объекта?
Спасибо.
hippanka
May. 1st, 2010 01:05 pm (UTC)
у меня опять вопрос про психосоматику. кроме депрессии, подавление печали какими болезнями может проявляться?
uta_kryakva
May. 1st, 2010 04:52 pm (UTC)
Вообще самыми разнообразными.
По одной простой причине.
Для того, чтобы не переживать печаль, необходимо как бы замереть, не признать, что что-то потеряно (это, например, очень характерно для детей рано потерявших родителя или обоих), которые не имели поддержки и адекватного способа пережить потерю в детстве. Многим детям, например, даже не говорили,что родитель умер и никогда не вернется. Итак, ребенок, конечно, понимал, что родителя нет, но до конца отказываался верить (неосознанно, конечно), что тот умер. Так же это относится и к другим травмам, после которых ребенок никогда уже не станет "таким, как прежде", но может этого ждать. Во взрослом возрасте такие люди вообще неохотно вкладываются в отношения, и так и живут как бы "замерев". Для этого нужно подавить вообще большую часть своей энергии, избегать возбуждения, избегать всего, что может "двигать в жизнь". Это влияет на жизненные силы организма, иммунитет, общее здоровье, мочеполовую систему, печень, сердце.
sineokaya_dali
May. 1st, 2010 01:20 pm (UTC)
Очень всё знакомо. Очень.
Для меня сложны две вещи - принятие пустоты и заполнение ее. Я всё время не могу эти надежды свои отпустить.
uta_kryakva
May. 1st, 2010 04:54 pm (UTC)
Ничего невозможно заполнить, пока оно не принято. Пока эта пустота не стала осознана как важная часть вас, пока потеря не оплакана, не произошла работа горя, пустота так и будет ждать своего часа.
Заполнить её можено только после завершения процесса горевания, а он весьма длителен, состоит из различных этапов и требует больших ресурсов.
Так что "отпустить надежды" - означает признать потерю и встретиться с болью. Это не так легко.
astartha
May. 1st, 2010 02:12 pm (UTC)
Что происходит при подавлении печали? Когда печаль не ощущается (сознательно), не признается, и даже не признается значимость утраченного объекта?
uta_kryakva
May. 1st, 2010 03:03 pm (UTC)
Происходит зависание. Человек не продолжает жить, а продолжает ждать. Ждать часто бессознательно, что вернется утраченное. Сдерживая свои силы на свою жизнь без утраченного.
Часто это приводит к депрессии.
astartha
May. 1st, 2010 03:26 pm (UTC)
Спасибо
sara_bara_by
May. 1st, 2010 05:22 pm (UTC)
Не перестану благодарить Вас за это препарирование чувств!
На мой взгляд, если всмотреться внимательней, то в каждом чувстве, эмоции, как впрочем и во всем в жизни, в нашем дуальном мире, есть два вектора направлений: и во вне, и во внутрь, т.е. есть и увеличение дистанции, и сокращение ее.
Поэтому, проживая первую фазу грусти, когда я оплакиваю уход какой-то ценности из моей жизни ( способности, человека, отношений…) и принимая эту потерю , я приближаюсь к себе самому такому грустящему и здесь я даю:
- боли приблизится и затронуть меня
- и во мне возникает пространство для боли
- я разрешаю себе слезы и плачу
И здесь я остаюсь сам с собой, здесь я очень близок к себе.

Для меня в каждой даже базовой эмоции есть эти два направления движения, т.к. я рассматриваю эмоцию, как субъективный коррелят объективной ценности :))
С уважением, Ольга.
uta_kryakva
May. 1st, 2010 07:14 pm (UTC)
Согласна.
Вы описываете отношения человека внутри себя, его внутренний процесс, а я описываю контакт, т.е. что происходит по отношению к другому в контакте.
elena_ryabtseva
Jul. 14th, 2010 02:07 am (UTC)
Спасибо огромное за пост! Для меня эти три чувства, которые вы перечислили - грусть, печаль, тоска - сливаются в одно. Я не умею их различать. В посте вы тоже описали только грусть. А чем печаль и тоска различаются?
uta_kryakva
Jul. 14th, 2010 01:00 pm (UTC)
Грусть - это переживание потери.
Печаль и тоска (второе производное от первого, более интенсивное и долгое) переживаются, когда нет способа или умения отпустить потерянное, и о нем тоскуют, бессознательно или осознанно ожидая возвращения, если уж не ушедшего, то хотя бы своего состояния до потери.
katrinne
Jul. 20th, 2010 03:18 pm (UTC)
Где найти мужество отпустить потерянное и ту часть себя (жизни), которая с этим потерянным связана. Все просто пропитано этим. Вроде само (самого, конечно, мужчинку) отпустила, хотя здорово усложняет жизнь то, что приходится ежедневно видеться в тесном кругу, сидеть за обеденным столом, узнавать подробности его личной жизни и видеть, как он садится в машину, чтобы ехать к другой... Но даже это возможно отпустить - это ведь уже не тот человек, другой.
Но чем дальше в лес, тем больше дров... Идут недели, месяцы, и ты начинаешь понимать, сколько же вещей - больших и маленьких - связаны с этим чужим для тебя человеком. Все просто пропитано им. Начиная от невозможности (или крайней затруднительности) придумать одинокий отпуск до очередной мелочи в квартире, сделанной его руками, подаренной им... Ох, и с просьбами приходится обращаться - другого мужика-то в доме нет. Кавардак какой-то получается, а не проживание печали!
(no subject) - uta_kryakva - Jul. 21st, 2010 03:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - katrinne - Jul. 21st, 2010 09:17 am (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

uta_kryakva
uta_kryakva

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com